Темнота – враг ритейла: как магазины теряют деньги из-за плохого освещения

08.11.2016

Темнота – враг ритейла: как магазины теряют деньги из-за плохого освещения

Цена и качество товара, безусловно, являются главными «аргументами» в борьбе за покупателя. Но…у клиента не будет возможности оценить уникальность товара, если он не зайдет в магазин или не сумеет рассмотреть представленные позиции должным образом. И вот тут перед каждым ритейлером встает вопрос освещения торгового помещения. И если темнота – друг молодежи, то для торговли и прибылей она – главный и жестокий враг!

Бороться за клиента ценой и качеством – это стандартный пакет аккуратного бизнесмена, ничем не отличающегося от тысяч других. Высокая конкуренция заставляет ритейл развиваться в совсем непривычном для него поле – инновационном. Любой товар должен быть представлен в самом лучшем свете и ракурсе, поэтому в этой статье я расскажу вам об основных тенденциях в области профессионального освещения различных торговых центров и об их взаимосвязи с вашим средним чеком. Это уже совсем другой уровень продаж, где манипуляции с ценами, оканчивающимися на всем известные девятки, кажутся простой банальностью.




Анализ ситуации

Человеку свойственно возвращаться туда, где ему комфортно. Процесс покупок в ритейле ничем не отличается от выбора отеля, кинотеатра или авиаперевозчика. Вы скажете, что последние вы рассматриваете, в основном опираясь на именитость бренда? Это лишь отчасти так. За любым товарным знаком стоит фундаментальная работа нескольких десятков разнопрофильных специалистов, которые создают наиболее оптимальные условия для своей целевой аудитории.

Современный магазин — это такой же результат работы профессионалов различного профиля, где каждая деталь призвана подчеркнуть качество товара и мотивировать покупателей к его приобретению. Для того, чтобы начать побеждать – вам необходимо смириться с мыслью о том, что экономия на правильном освещении – это путь в никуда. Удивительно, но даже эксклюзивные магазины, представляющие дорогие итальянские или испанские бренды, своим подходом к внутреннему устройству торговых площадей напоминают вчерашний «черкизон».

Многие магазины работают по франшизе еще с 90-х годов, и владельцы этих торговых предприятий начинали свой бизнес с палаток на рынках. Лояльность к знаменитым брендам осталась, появились торговые центры, но менталитет и отношение к бизнесу осталось на уровне базара. Если описать общие знания магазинов о влиянии световых приемов на поведение покупателей, то «локальная катастрофа» подойдет для этого, как нельзя лучше. Не надо ждать, пока тенденции в полной мере «перетекут» из Америки и Европы к нам, – пора действовать!




Куда податься

Сегодня модно платить большие деньги маркетинговым агентствам и нанимать на аутсорсинг индивидуальных специалистов. Большая часть из них – это вчерашние студенты, изучавшие общие сведения об организации ритейла, как правило, с упором на зарубежный опыт. Не надо ждать чудес от таких капиталовложений – доверьтесь профессионалам, имеющим реальный опыт в данном направлении с хорошим портфолио. Мы часто участвуем в проектах вместе с мерчендайзерами и архитектурными компаниями, так как последним штрихом в их работе является профессиональная работа со светом. Именно поэтому мы не понаслышке знаем – что такое «довести проект до кульминации».




Секрет успеха – свет

При некачественном свете в торговом зале потребителю сложнее определить цвет, фактуру товара или подобрать необходимые сочетания вещей, что может стать одной из причин потери клиентов. В процессе разработки дизайна освещения магазина проектировщики должны соблюдать баланс между рациональным подходом – с точки зрения эффективности, экономичности и соблюдения всех необходимых норм – и эмоциональным, исходя из его восприятия покупателем.

Создание привлекательного для покупателей магазина – это длительный процесс, требующий настойчивости со стороны исполнителя и «политической воли» владельца будущей торговой точки. Часто происходит непоправимое – разработанный проект реализуется, а на этапе внедрения заказчик, исходя из того, что нужно бы оптимизировать бюджет, выбирает совсем другие элементы. В результате получается «невкусный» магазин, с неправильно организованной схемой освещения.

Как вы думаете, кому все свои претензии бизнесмен предъявит в первую очередь? Конечно же к тому, кто создал проект, а по факту все было сделано правильно. Заказчик в последний момент почувствовал себя профессионалом, «нахватавшись» обрывочных знаний в ходе подготовки проекта.




От теории к практике

Не вдаваясь в подробности, можно выделить два основных фактора, влияющих на психологию покупателя – это степень освещенности, оцениваемая в Люксах и цветовая температура света, измеряемая в градусах Кельвина. Качественный свет создает атмосферу праздника и чего-то возвышенного. Безусловно, в зависимости от стратегии продвижения товарных групп, показатели освещенности могут меняться от агрессивных до мягких.

Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Лк, при ясной погоде до 10 000 Лк, поэтому мы привыкли носить солнцезащитные очки и жмуриться без них. Комфортный предел освещенности в магазине – это 500-1500 Лк.

С одним известным магазином детских товаров мы делали проект по замене существующего освещения на светодиодные источники света. Решение об оптимизации было принято из-за того, что рядом находился парфюмерный магазин, который произвел полную реконструкцию с применением передовых технологий света. Руководство ТЦ заметило резкий контраст и предложило устранить его. Мы разработали новую систему освещения на основе трековых светильников с теплым оттенком (3000к). Детские цветные товары стали выглядеть очень ярко, а освещенность на уровне 1,6 м от пола поднялась до 1200 Лк. на полках, и до 1500-2000 Лк. на витринах. Такой подход улучшил покупательскую конверсию и позволил представить товар в наилучшем виде.



Это явный пример того, как необходимо сегодня подходить к организации торгового пространства, где конкурировать можно и нужно, используя инновационные решения и нестандартные маркетинговые приемы. Если в холле ТЦ вашим покупателям приятней находиться, чем у вас в магазине, то задумайтесь над теми кейсами, которые мы предлагаем.

Михаил Гусманов
Основатель компании NLT
Эксперт по освещению в сфере retail

Источник: NEW-RETAIL.RU


Дата создания: 08.11.2016 15:25:03